пятница, 5 апреля 2019 г.

Пособие, как выжить темнокожему парню в Америке 60-х. Отзыв на "Зелёную книгу".

Пособие, как выжить темнокожему парню в Америке 60-х. Отзыв на "Зелёную книгу".

Во всех историях есть позорные страницы, от стыда за которые хочется остановить саму планету и выйти. Такая страница - Америка 60-е годы XX века. Идёт и полным ходом цветёт "холодная война" с СССР. И одновременно внутри прогрессивного американского общества идёт своя негласная война, даже две. Одну часть граждан охватила "красная паника", в которой сживают со свету всех коммунистически настроенных, другую - оголтелая дискриминация чернокожего населения, которую вроде бы отменил Закон о гражданских правах от 1875 года. Но на деле, как обычно, всё иначе. Негры не могут есть/спать/справлять нужду/делать покупки в тех же местах, что и белые. Да и это не самое страшное. Чем южнее, тем страшнее, что твоя жизнь ничего не стоит в принципе. И ты плохой, просто потому что ты есть, и у тебя тёмный цвет кожи.
Но это небольшое историческое отступление, на именно на его фоне развивается непростая человеческая история, которая легла в основу фильма "Зелёная книга". Фильм получил Оскар в 2019 году как лучший фильм года. Собственно не зря получил. На мой взгляд, настоящее большое кино. Где нет спецэффектов, нет вычурности, а просто первоклассная актёрская игра и такой же первоклассный сценарий.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Если вы любите французский фильм "1+1", то этот фильм точно украдёт ваше сердце. Здесь нет инвалидного кресла, но здесь само время и политическая обстановка в стране являются инвалидами. Гражданскому населению внушено, что оно повсюду окружено врагами, как внешними, так и внутренними. И оно пытается выжить. И выживает, как может.
Итак, весь фильм это контраст, столкновение, знакомство, а потом закономерное принятие 2 миров: белого и чёрного, высокого и приземлённого, реального и наивного. С одной стороны, у нас благовоспитанный чернокожий джазовый пианист Дон Ширли (играет Махершала Али), с другой - грубоватый и простой итальянец Фрэнк Валлелонга (играет Вигго Мортенсен), известный по всему Нью-Йорку "вышибала" и "решала" сложных вопросов. Судьба сводит этих двух диаметрально противоположных людей по случаю турне Дона Ширли. Он решает рискнуть и отправиться на гастроли со своим джазовым трио в южные штаты. Напомню, рабство там отменили позже, чем на севере, поэтому обстановка оставляет желать лучшего. Музыканту нужен водитель и по совместительству телохранитель. И лучшей кандидатуры, чем Фрэнк Валлелонга (он же Тони "Болтун") ему просто не найти.
Фото SnatchNews
Фото SnatchNews
Однако, главная проблема в том, что работодатель - цветной. И это как раз объясняет название кинокартины. "Зелёная книга" - путеводитель для цветных американцев, которая была в обиходе в Штатах с 1936 по 1966 год. Её составил простой почтальон Виктор Хьюго Грин, чтобы минимизировать риски происшествий и неприятных ситуаций для путешествующих негров. В неё были включены отели, кафе, магазины, заправки, туалеты, которыми могли бы спокойно пользоваться нежелательные гости. Чтобы вы понимали всю тяжесть ситуации, к примеру на трассе 66 только 6% из 100 отелей обслуживали цветных американцев.
Но даже с этой волшебной книгой в руках путешествие главных героев Дони и Тони не обходится без приключений. Ибо чем глубже в страну, тем больше предрассудков. Так что музыканта и катают лицом по барной стойке в провинциальной забегаловке, и сажают в камеру, и отказываются продать мужской костюм в магазине и даже обслужить в том же ресторане, где он через час должен выступать с концертом. И везде на помощь приходят мощный кулак и болтливый язык Валлелонги. Пройдя через все перипетии, эти 2 мира в конце концов проникаются друг к другу симпатией, хотя поначалу их отношения очень натянутые, ведь каждый со своими тараканами в голове и представлениями о другой расе. И если верить ремаркам в конце фильма, Дони и Тони стали настоящими друзьями и пронесли свою дружбу до гробовой доски.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Оскар за лучшую мужскую роль второго плана получил в фильме Махершала Али. Но меня, если честно, больше поразило перевоплощение Вигго Мортенсена. Для меня он всегда ассоциировался с неким благородным героем, как его Арагорн во "Властелине колец" или одиночка Фрэнк Хопкинс в "Идальго". Даже его Фрейд в "Опасном методе" очень утончённая натура. 
А в "Зелёной книге" это весьма упитанный мужичок, видавший виды и не подбирающий выражения в общении с кем бы то ни было. Для этой роли Вигго набрал около 20 кг. И в кадре рот у его персонажа практически не закрывается. Один из моих любимых эпизодов, когда Тони в Кентукки покупает ведро жареной курицы и пытается настырно накормить ей Дони. Его персонаж всё по жизни делает на 10 баллов и с большим удовольствием/аппетитом, что не может не притягивать. Также полюбились моменты, когда Дони помогает "Болтуну" писать письма для жены. В противовес писанины про носки и чипсы, он начинает делиться чувствами. Что вносит много красоты и романтики в отношения супружеской пары, хотя жена и догадается, кто был консультантом.
Вообще весь фильм наполнен множеством тёплых эпизодов, которые захочется пересмотреть и не раз. И само очарование 60-х не может не добавить вишенку на весь этот шедевральный киноторт.
Так что рекомендую. Фильм, несмотря на сложную ситуацию того времени и на тот факт, что "пособие" помогало выживать Дони не всегда и не везде, оставляет очень светлые чувства. Потому что он в первую очередь про людей.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Комментариев нет:

Отправить комментарий